Психологическая готовность ребенка к школе – многогранное понятие, включающее немало аспектов. О том, когда нужно начинать готовить ребенка к школе, на что стоит обратить особое внимание и зачем нужна помощь специалиста-психолога, мы поговорили в медицинском центре «Новая Медицина» на ул. Пушкина, 12 с кандидатом психологических наук, доцентом Озеровой Светланой Анатольевной.
- Прежде всего, Светлана Анатольевна, что входит в понятие психологической готовности ребенка к школе? И когда родителям стоит озадачиться этим вопросом?
- Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка.
По какой программе обучать ребенка? Справится ли со школьной нагрузкой? Сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Такое разнообразие вопросов беспокоит родителей перед школой. С этими вопросами они обращаются в центр.
Вызывает тревогу, то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию недоумевают: «Мы так много занимались с ребенком, так много делали для его развития. Почему же он плохо учится?
Дело в том, что далеко не все занятия с малышом предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств.
Психологическая готовность ребенка к школе формируется задолго до летнего периода перед поступлением в школу. Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы, без ущерба для его здоровья. Следовательно понятие «готовность к обучению в школе» включает физиологическую, психологическую, социальную и личностную готовность к обучению к школе. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны. Недостатки в формировании любой из ее сторон сказываются на успешности обучения в школе.
Как готова рука к письму, развитие мелкой моторики. Это способность ребенка работать по образцу, его мотивационная готовность к учебе, формирование эмоционально-волевой сферы. В настоящее время из 100 шестилеток только 20% готовы к обучению в школе и у них сформирована учебная мотивация.
Вхождение в статус ученика ребенок должен приобрести не перед первым классом, а начиная с пятого года жизни, когда у него начинают формироваться механизмы самосознания: он отвечает на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо. Активно усваивает эстетические, моральные и нравственные нормы.
- Сейчас многие родители отдают своих маленьких детей в различные развивающие центры. Помогают ли они в развитии и подготовке к школе? И с каких лет лучше начинать заниматься с ребенком?
- Конечно, с ребенком нужно заниматься, но в психологии есть такое понятие, как «сензитивный период», то есть наиболее благоприятный период для развития той или иной функции, определенных процессов, навыков и механизмов. Исходя из этого, процесс общения у ребенка 2-3 летнего возраста, нацелен на общение с взрослым и он не готов заниматься в группах со сверстниками, так как у него еще не сформирован навык совместной деятельности. В этом возрасте у него преобладает предметная деятельность, и лучше, если с ним будет заниматься взрослый человек, специалист, психолог, обучая через «предмет». К групповым занятиям ребенок готов не раньше 4-х лет. А с 5-6 лет он может активно овладевать азбукой, письмом, счетом. Но, самое главное, не просто натаскивать ребенка на определенные навыки, а научить его в этом возрасте учиться, воспринимать требования учителя, умения работать по образцу.
Понятие «психическое развитие» шире, чем понятие «готовность к обучению в школе». Задача родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка. Главное при этом, осознать – какие занятия с ребенком в наибольшей мере способствуют развитию значимых для школьного обучения качеств. Очень важно и то, как ребенок выполняет предложенное взрослым задание: если он использует неправильные с точки зрения учебных навыков способы действия, то в дальнейшем сформированные навыки могут стать серьезным препятствием в усвоении школьной программы. Ведь переучивать ребенка всегда труднее, чем научить.
Иногда родители действуют по принципу « чем больше развивающих занятий с ребенком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перегрузке ребенка, что не может не сказываться на его здоровье. Если родители не могут самостоятельно выработать правильную линию поведения с ребенком, направленную на формирование психологической готовности к школе, то лучше сразу, не затягивая обратиться к психологу и решить все вопросы вовремя.
- В последнее время появилось очень много, так называемых, гиперактивных детей. Это связано с кризисом 6-7-летнего возраста или с ошибками родителей в воспитании?
- Возрастной этап 6-7 лет – кризисный период. В течение него происходит становление личности, принятие взросления, формирование психофизиологических качеств. Психологи считают начало «семилетнего кризиса» признаком готовности к школе. Характеризуется период изменением поведения дошкольника, его личности и самооценки. Кризисный период делят на два главных этапа: формируются предпосылки нового возраста, накапливаются изменения (предпочтение созидательной деятельности, начинает интересоваться творческими заданиями, стремиться помогать по дому); происходит новое осознание детской личности (начинает считать себя взрослым, стремиться стать школьником, появляется негативное поведение). Для кризисного периода характерна потеря детской непосредственности, малыш начинает переживать за последствия своих поступков. Можно заметить появление искусственного поведения, манерности, странности. В зависимости от типа личности дети могут замыкаться в себе или напротив дерзить, не слушать взрослых, капризничать.
Увеличение количества гиперактивных детей помимо медицинских и физиологических показателей, безусловно, также связано с неправильным подходом родителей к их воспитанию. И, прежде всего, это гаджеты, компьютеры, планшеты, телевизоры, перед экранами которых даже очень маленькие дети порой проводят часами. Взрослые не задумываются, что в этот момент происходит с мозгом и неокрепшей психикой ребенка. Картина очагов возбуждения в мозгу ребенка в то время, когда он занят с гаджетом, аналогична эпилептическому припадку. Если это происходит регулярно, то мы получаем преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. В результате повышенная возбудимость, тревожность, неуправляемость и статус «гипер». А это значит, проблемы с поведением, проблемы с усвояемостью школьного материала, с успеваемостью, с взаимодействием со сверстниками и учителями, проблемы с психикой, появление невротизации.
Да, конечно, никто не говорит, что детей нужно полностью изолировать от современной техники. Все решается индивидуально и лучше со специалистом, так как тип нервной системы и психики у всех разный. Но, в семилетнем возрасте ребенку достаточно провести перед экраном гаджета или компьютера 40-60 минут в день.
- Если родители чувствуют, что ребенок не готов идти в школу, могут ли они справиться с этим самостоятельно или все-таки лучше обратиться к специалисту?
- Лучше обращение к специалисту, объясню почему. Для начала необходимо определить, какие параметры недостаточно развиты у ребенка, затем необходимо направить усилия именно в те сферы, где ребенку требуется квалифицированная помощь. Для этого существуют специальные методики и упражнения, направленные на развитие конкретного навыка или умения. При чем, все параметры психического развития связаны между собой. Например, развитие мелкой моторики влечет за собой развитие речи, развитие речи приводит к правильному и своевременному развитию когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания. Грамотно разобраться во всем этом и направить развитие в правильное русло не всегда под силу родителям, хотя они очень любят своих детей.
Мне бы хотелось дать рекомендации родителям:
1.Постарайтесь быть более внимательными к ребенку, проявляйте больше любви тепла и ласки, чаще говорите ему , что вы его любите и скучаете без него.
2. Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день.
3. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном.
4. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка – дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку.
5. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что то, на ваш взгляд ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать.
6. У ребенка должен быть полноценный сон. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. В 9 часов вечера необходимо укладывать ребенка в кровать. За 2 час до сна шумные игры и излишне эмоциональные развлечения исключаются.
7. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видео-игры.
- В медицинском центре «Новая Медицина» на Пушкина, 12 открылась Школа материнства и отцовства «Новая жизнь». Расскажите поподробнее об этом проекте.
- Да, программа занятий в Школе материнства и отцовства «Новая жизнь» разработана мною. Это уникальная возможность подготовиться молодым родителям к зачатию и рождению ребенка, к родам, к послеродовому периоду. Вы получите не только теоретические знания, но и практические рекомендации к поведению до, во время и после беременности, устранения послеродовой депрессии. Подготовку к рождению ребенка можно проходить совместно с его отцом.
В рамках этой программы можно получить консультации и по дальнейшему воспитанию и развитию ребенка, в том числе и при подготовке его к школе.
Запись на прием к психологу в медицинском центре «Новая Медицина»
ведется по телефонам: 8-496-4-153-888; 8-915-153-888-6.